День детского кино

Уже почти двадцать лет  8 января  в России отмечается официальный праздник  - "День детского кино".  Он был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей.    Детское кино объединяет художественные, хроникально-документальные и мультипликационные фильмы - рисованные и кукольные, рассчитанные на зрителей детского и юношеского возраста.В конце 1890-х годов Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открывается первый стационарный «Электрический театр». В нем идут развлекающие почтенную публику фильмы «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве» и естественно политико-воспитательные картины — хронику из жизни царской фамилии.  И вот, 8 января 1898 года в нем прошел первый в России показ программы для детей, которая так понравилась зрителям, что стала регулярной. Более 100 лет отделяют нас от выхода на экраны первых лент снятых в России специально для детей.
После Октябрьской революции детское кино выделяется в специальную область киноискусства. Оно становится средством коммунистического воспитания подрастающего поколения, способствующим его культурному и художеств, развитию. Содержание советских детских фильмов разнообразно. Они рассказывают о событиях революции, о семье и школе, о выдающихся людях искусства, науки, техники и др. Детский фильм может быть экранизацией классической литературы или произведением фольклора. Но в любом случае художеств, решение картины должно определяться особенностями психологии и кругом интересов детей.

В 30-е гг. производится массовая кинофикация школ. Самостоятельной отраслью документальной кинематографии становится детская кинохроника; организуется ежемесячный киножурнал "Пионерия" (1931), выпускаются документальные очерки. Поиски в области изобразит, решения, применение дикторского текста, синхронная запись выступлений ребят, введение вокальной и инструмент, музыки способствовали углублению идейного и художеств, содержания детского документального кино. В журнале "Пионерия" показываются эпизоды революционного движения за рубежом, борьбы за выполнение пятилетнего плана. Особое внимание детское документальное кино уделяет участию детей в социалистическом строительстве.

Первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, сценарий и постановка М. Барской) рисует жизнь детей на Западе. В этом фильме созданы яркие образы, широко показана среда, занимательно развивается сюжет. В 1936 организуется киностудия "Союздетфильм", которой было поручено производство детских и юношеских фильмов. В 1-й половине 30-х гг. было поставлено 40 художественных детских картин, в 1936-41 на экран вышло 80 детских фильмов.                                                                                                            В период Великой Отечественной  войны выпуск детских фильмов резко сократился. Но и в эти годы, несмотря на большие трудности, бригада "Пионерия" (реж. А. Ованесова и ред. Л. Перцова) регулярно выпускала киножурнал. В нём показывались подвиги ребят на фронте, их жизнь в тылу. В 1945 на материале "Пионерии" Ованесова и Перцова создали первый полнометражный документальный детский фильм "Повесть о наших детях" - о детях в годы войны.                                                                                                                                    В послевоенные годы широкое развитие в детском кино получила кинопублицистика. Журн. "Пионерия" вводит новые разделы: "Юные туристы", "Изучай свой край", "Украсим родину садами". Крупной работой в области документального детского кино послевоенных лет является картина "Школьные годы" (реж. А. Ованесова и Л. Перцова), в которой показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых.                                               В 1959 при киностудии "Мосфильм" организовано Объединение детских фильмов.

С 1964 киностудия им. М. Горького стала выпускать только детские и юношеские фильмы. Задача формирования нового человека коммунистического общества, которую ставит перед советским искусством Программа строительства коммунизма, принятая XXII съездом КПСС, способствует созданию произведений кино искусства, воспитывающих в детях коммунистическое отношение к труду, непримиримость к тунеядству, высокое сознание обществ, долга, преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, чувство братской солидарности с трудящимися всех стран, нетерпимость к национальной и расовой розни.
В СССР широко выпускаются научно-популярные и учебные фильмы для детей и юношества. На московской киностудии научно-популярных фильмов начал создаваться специальный журнал для детей - "Хочу всё знать". Резко увеличился также выпуск детских кукольных и мультипликационных фильмов.  Бывали случаи, что чуть ли не весь класс сбегал с урока в близлежащий кинозал, чтобы за 10 копеек посмотреть новую серию «Ну, погоди!», «Бременских музыкантов» или «Айболит 66». Выбор детских фильмов был намного больше, чем сегодняшних однодневных блокбастеров, на которые никто не пойдет во второй раз. 5 — 6 различных детских фильмов менялись каждую неделю. И план детские кинотеатры всегда перевыполняли.                                                                                                                                                                                      Ну и, конечно, кого стоит в этот день вспомнить, так это Александра Артуровича Роу , которого справедливо называют первым и великим киносказочником нашей страны. Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов-сказок на тему русских народных сказок, среди них«Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок («Королевство Кривых Зеркал»). Совместно с Р. Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».        Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые, родные, какие-то уютные. Именно такими представляли мы себе героев русских народных сказок, когда читали в детстве с упоением о Кощее, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной.                                                     И сегодня во многих кинотеатрах России  регулярно демонстрируются для самой благодарной категории зрителей детские фильмы, снятые более десяти лет назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *